Освещение – важный компонент в диалоге с клиентом для правильного представления пространства и товаров в нем. Клиенты может и не поймут, но всегда почувствуют располагающую атмосферу и восторг от новой коллекции. Точно также, как и обратные эмоции: ощущение “грязного” магазина или “нечитаемого плоского” пространства без акцентирования внимания, навигации и др.
Многие ритейлеры считают, что основная задача освещения в магазине, чтобы люди не спотыкались. А продажи – это задача продавцов. Следуя такому подходу, многие владельцы магазинов приобретают светильники подешевле, не делая светорасчет и не вдаваясь в тонкости правильного освещения. Мощнее, не значит лучше!
Важным требованием к искусственному освещению является качественная передача визуальной информации покупателю. В осветительном оборудовании за это в первую очередь отвечают такие параметры, как: достаточный уровень освещенности, высокий индекс цветопередачи, правильно выбранная цветовая температура источника света, коэффициент контрастности и использование специальных спектров.
ИНДЕКС ЦВЕТОПЕРЕДАЧИ
Индекс цветопередачи характеризует соответствие цвета объекта при освещении его данным источником света и его настоящим, естественным цветом, т.е. цветом, который мы видим при солнечном свете. Два различных светильника могут иметь одну и ту же цветовую температуру, но передавать цвета по-разному. На практике, этот показатель - один из определяющих качество света. Например, в магазине из-за плохой цветопередачи у светильника, продукты могут выглядеть иначе, чем при дневном свете.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ СПЕКТР
Специальный спектр также значительно влияет на качество картинки с той лишь разницей, что применяется он только к определённым группам товаров, с которыми он сочетается.
Работает это так: используются специальные спектры излучения источников света, подчёркивающие натуральные оттенки предметов. К примеру, мясо подсвечивают спектром со смещением в красный цвет, чтобы оно выглядело аппетитнее. Замороженные продукты и рыбу подсвечивают светом с холодной цветовой температурой, что подчеркивает свежесть, блеск и охлажденность. Хлебобулочные изделия подсвечивают максимально теплым светом. Как правило, хлеб выложен на натуральных материалах теплых оттенков (дереве), что усиливает гармоничный вид. Фрукты и овощи освещают направленным светом с высокой цветопередачей, чтобы товар выглядел ярким, свежим и привлекательным.
КОЭФФИЦИЕНТ КОНТРАСТНОСТИ
Как и индекс цветопередачи, коэффициент контрастности особенно важен в освещении продукции и подходит для оценки качества цветопередачи.
Но если индекс цветопередачи - это про различимость цветов и оттенков, то коэффициент контрастности – это про насыщенность и сочность этих цветов.
Качество цвета, его яркость, насыщенность, а главное — натуральность, особенно важны там, где от освещения зависит личностное восприятие того или иного предмета. С помощью индекса цветопередачи и коэффициента контрастности мы намеренно подчеркиваем продукт, выделяем преимущества, значительно влияем на его привлекательность.
ВЫБОР СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕНОВОГО СЕГМЕНТА МАГАЗИНА
- Эконом сегмент
- Средний ценовой сегмент
- Сетевые продажи
- Элитные товары
Преимущественно общее освещение без акцентов, высокий уровень освещенности для максимальной проходимости и привлечения внимания. Нейтрально белая цветовая температура (4000К). Магазины эконом сегмента характеризуются большим количеством товара, поэтому и необходим высокий уровень освещенности.
Различные варианты освещения, соотношение общего и акцентного освещения для грамотного зонирования. Как правило, в магазинах среднего ценового уровня предпочтение отдается интерьерам, насыщенным светом. И здесь разница интенсивности общего и акцентного освещения не столь велика — в среднем 500 Лк.
Данная категория объектов обеспечивает поток клиентов своим именем, поэтому очень важна узнаваемость бренда, в том числе и одинаковые для всей сети принципы и уровни освещения. Для этого разрабатываются брендбуки, где прописано все, от уровня освещенности, до типа осветительного оборудования, углов рассеивания, цветовой температуры и цвета светильников. Но опять же Европейские брендбуки необходимо адаптировать под менталитет и финансовые возможности нашей страны.
Освещение магазинов элитных товаров не отличается высоким уровнем освещенности торгового зала. Уровень общего освещения часто снижается до 300-400 Лк, а товары наоборот выделяются очень ярким локальным светом. Преимущественно в магазине присутствует акцентное освещение. Приглушенный теплый свет(3000К), максимальный индекс цветопередачи.
КАКУЮ ПРОДУКЦИЮ ВЫБЕРЕТ ПОКУПАТЕЛЬ?
ОБЩЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ НА:
АКЦЕНТНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ НА:
Освещение для розничной торговли должно соответствовать множеству требований. В каждом проекте дизайнеры сталкиваются с проблемой объединения демонстрации товаров, целей рентабельности, организационных условий и аспектов дизайна бренда в единую концепцию.
Этот спектр задач распространяется не только на товары на столах и стеллажах. Он начинается с освещения входной зоны и витрин, а также включает в себя торговую площадь, раздевалки и кассу, как завершение процесса покупки.
КАКИЕ НЮАНСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТОИТ УЧЕСТЬ:
Освещение витрин, навигация и зонирование, создание пространственной глубины, создание расстояния с помощью света, акцентирование товаров, отсутствие бликов и микротеней, отражение и поглощение света, слепление/дискомфорт, правильное представление покупателю материала и текстуры товара. Подробнее
В КАКОМ МАГАЗИНЕ ХОЧЕТСЯ ЗАДЕРЖАТЬСЯ?